ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВАРИАНТ 3

  Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

  Тесты ЕГЭ - 2014 по литературе состоят из трёх частей.

  Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1 - В7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 - С2) в объёме 5 - 10 предложений.

  Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8 - В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (С3 - С4).

  Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

  Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по литературе в 2014 году.

 

ЧАСТЬ 1

  Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1 - В7; С1, С2.

  Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.

  - Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!

  - Небось!

  Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.

  - Давит, аж рука занемела... Нет, погоди!

  - Держи, Гришка!

  - Держу-у-у!

  - Гляди под баркас не пущай!.. Гляди!

  Переводя дух, подвёл Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана. Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушёл в глубину.

  - Голову его подымай! Нехай глотнёт ветру, он посмирнеет.

  Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.

  - Отвоевался! - крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпаком.

  Посидели ещё с полчаса. Стихал сазаний бой.

  - Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождёмся.

  Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на размётанные под горой дворы хутора.

  - Ты, Григорий, вот что... - нерешительно начал он, теребя завязки лежавшего под ногами мешка, - примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой...

  Григорий густо покраснел, отвернулся. Воротник рубахи, врезаясь в мускулистую прижжённую солнцегревом шею, выдавил белую полоску.

  - Ты гляди, парень, - уже жёстко и зло продолжал старик, - я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперёд упреждаю: примечу - запорю!

  Пантелей Прокофьевич ссучил пальцы в узловатый кулак, - жмуря выпуклые глаза, глядел, как с лица сына сливала кровь.

  - Наговоры, - глухо, как из воды, буркнул Григорий и прямо в синеватую переносицу поглядел отцу.

  - Ты помалкивай.

  - Мало что люди гутарют...

  - Цыц, сукин сын!

  Григорий слёг над веслом. Баркас заходил скачками. Завитушками заплясала люлюкающая за кормой вода.

  До пристани молчали оба. Уже подъезжая к берегу, отец напомнил:

  - Гляди не забудь, а нет - с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!

  Промолчал Григорий. Примыкая баркас, спросил:

  - Рыбу бабам отдать?

  - Понеси купцам продай, - помягчел старик, - на табак разживёшься.

  Покусывая губы, шёл Григорий позади отца. "Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище", - думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок.

(М.А. Шолохов "Тихий Дон")

 

  В1. Укажите литературное направление, для которого характерно объективное изображение действительности и в русле которого развивалось творчество М.А. Шолохова.

  Ответ

 

  В2. Какое слово добавляют к слову "роман", характеризуя жанр шолоховского "Тихого Дона"?

  Ответ

 

  В3. Текст фрагмента представляет собой по преимуществу разговор отца и сына Мелеховых. Как называется такая форма общения между персонажами?

  Ответ

 

  В4. Установите соответствие между персонажами "Тихого Дона" и их местом в образной системе произведения.

  К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  ПЕРСОНАЖИ  
ХАРАКТЕРИСТИКИ
 А) Григорий Мелехов 
 1) муж Аксиньи
 Б) Степан Астахов
 2) владелец имения Ягодное
 В) Михаил Кошевой    3) центральный герой романа  
   4) убийца Петра Мелехова 

  Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.

       А              Б              В      
     

  Ответ

 

  В5. Укажите термин, которым обозначется выразительная подробность, несущая в тексте определённую смысловую нагрузку (например, "обрубковатые" пальцы старика Мелехова.)

  Ответ

 

  В6. За внешними описаниями героев проглядывает их внутреннее состояние ("Григорий густо покраснел, отвернулся..."). Как называется способ отображения внутренней жизни персонажей, их переживаний, сомнений и т.п. в художественном произведении?

  Ответ

 

  В7. Полюбив замужнюю Аксинью, Григорий бросает вызов окружающим. Как называется острое столкновение, непримиримое противоречие, стимулирующее развитие сюжета?

  Ответ

 

  Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2.

  Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

  Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

  Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

  Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

  С1. Как в приведённом отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы?

  С2. Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чём их позиция созвучна размышлениям автора "Мёртвых душ"?

 

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.

 

МОНОЛОГ

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

(М. Ю. Лермонтов, 1829)

 

  В8. Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?

  Ответ

 

  В9. Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение ("пылкая любовь свободы", "дружбы сладкой")?

  Ответ

 

  В10. Укажите название тропа, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другие ("злобы яд", "жизни чаша").

  Ответ

 

  В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в  данном стихотворении.

  1) анафора

  2) просторечие

  3) инверсия

  4) ассонанс

  5) неологизм

  Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.

  Ответ

 

  В12. Укажите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова "Монолог".

  Ответ

 

  Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.

  Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

  Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

  Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

  Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

  С3. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского "Монолога"?

  С4. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением М.Ю. Лермонтова?

 

ЧАСТЬ 3

  Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

  В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

  Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

  Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

  Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

  Продумывайте композицию сочинения.

  Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

  С5.1. Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным? (По комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль").

  С5.2. В чём главный изъян теории Раскольникова, предопределивший её крах? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

  С5.3. В чём своеобразие взгляда В.В. Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?