ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВАРИАНТ 2

  Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

  Тесты ЕГЭ - 2014 по литературе состоят из трёх частей.

  Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1 - В7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 - С2) в объёме 5 - 10 предложений.

  Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8 - В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (С3 - С4).

  Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

  Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по литературе в 2014 году.

 

ЧАСТЬ 1

  Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1 - В7; С1, С2.

  Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

  Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе - он Бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и всё обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.

(Н.В. Гоголь "Мёртвые души")

 

  В1. Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента ("вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь")?

  Ответ

 

  В2. Укажите термин, которым обозначают повтор слова или группы слов в начале соседних фраз ("Счастлив путник... Счастлив писатель...").

  Ответ

 

  В3. Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности ("скучной дороги", "пылкие сердца" и т.п.)?

  Ответ

 

  В4. Установите соответствие между персонажами "Мёртвых душ" и характеристиками, которыми наделяет их автор, принадлежащий к типу "художника повседневности".

  К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКИ
 А) Манилов
 1) "прореха на человечестве"
 Б) Ноздрёв
 2) "не красавец, но и не дурной наружности"
 В) Плюшкин    3) "исторический человек"
   4) "ни в городе Богдан ни в селе Селифан" 

  Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.

       А              Б              В      
     

  Ответ

 

  В5. В данном фрагменте противопоставлены два типа писателей. Каким термином обозначается такое противопоставление предметов, явлений или персонажей в художественном произведении?

  Ответ

 

  В6. Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: "... парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими".

  Ответ

 

  В7. Назовите авторское определение жанра "Мёртвых душ".

  Ответ

 

  Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2.

  Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

  Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

  Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

  Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

  С1. Как в приведённом отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы?

  С2. Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чём их позиция созвучна размышлениям автора "Мёртвых душ"?

 

ЧАСТЬ 2

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.

 

НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

(А. А. Блок, 1908)

 

  В8. Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось раннее творчество А.А. Блока.

  Ответ

 

  В9. Стихотворение начинает и завершает картина грозного небесного знамения. Каким термином обозначается подобный тип композиции?

  Ответ

 

  В10. Укажите название стилистического приёма, основанного на соседстве одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа ("И, словно облаком суровым").

  Ответ

 

  В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения.

  1) гипербола

  2) инверсия

  3) олицетворение

  4) аллитерация

  5) риторическое обращение

 

  Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.

  Ответ

 

  В12. Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока.

  Ответ

 

  Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.

  Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

  Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

  Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

  Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

  С3. Что даёт основание отнести рассматриваемое стихотворение А.А. Блока к философской лирике?

 

  С4. Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением А.А. Блока?

 

ЧАСТЬ 3

  Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

  В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

  Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

  Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

  Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

  Продумывайте композицию сочинения.

  Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

  С5.1. Какие нравственные вопросы решает автор "Слова о полку Игореве" в своём произведении?

  С5.2. Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А.Н. Островского "Гроза").

  С5.3. Каким образом выражена авторская позиция в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"?