АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ З.Н. ГИППИУС "МУДРОСТЬ"
Стихотворение начинается с описания встречи злых ведьм:
Сошлись чертовки на перекрестке,
На перекрестке трех дорог
Сошлись к полночи, и месяц жесткий
Висел вверху, кривя свой рог.
"Чертовки" сошлись на перекрестке трех дорог, чтобы поведать друг другу о своих злодеяниях:
Ну, как добыча? Сюда, сестрицы!
Мешки тугие, - вот прорвет!
С единой бровью и с ликом птицы, -
Выходит старшая вперед.
Первая ведьма хвастается тем, что разлучила любящих друг друга людей.
И запищала, заговорила,
Разинув клюв и супя бровь:
"Да что ж, не плохо! Ведь я стащила
У двух любовников - любовь.
Сидят, целуясь... А я, украдкой,
Как подкачусь, да сразу - хвать!
Небось, друг друга теперь не сладко
Им обнимать да целовать!"
Другая ведьма похитила веру у пророка, который "тотчас сошел с ума".
Он этой верой махал, как флагом,
Кричал, кричал... Постой же, друг!
К нему подкралась я тихим шагом -
Да флаг и вышибла из рук!
Третья ведьма бахвалится тем, что обездолила ребенка, лишив его детства, а затем и жизни:
... и мой денечек не был плох:
Я у ребенка украла детство,
Он сразу сник. Потом издох.
Четвертая ведьма, "сама худая, без лица", с самыми тугими мешками, стыдится, что ее злодеяние недостаточно страшное в сравнении с делами ее товарок.
Чертовка мнется, чертовке стыдно...
"Хоть я безлика, а все ж обидно:
Я обокрала - мудреца.
Жирна добыча, да в жире ль дело!
Я с мудрецом сошлась на грех.
Едва я мудрость стащить успела, -
Он тотчас стал счастливей всех!
Получив богатую добычу - мудрость, ведьма отнюдь не сделала несчастным свою жертву. Напротив, бывший мудрец:
Смеется, пляшет... Ну, словом, худо.
Назад давала - не берет.
"Спасибо, ладно! И вон отсюда!"
Пришлось уйти... Еще убьет!
Ведьма не в силах избавиться от бесполезной добычи:
Конца не вижу я испытанью!
Мешок тяжел, битком набит!
Куда деваться мне с этой дрянью?
Хотела выпустить - сидит.
Рассказ четвертой ведьмы поверг в ужас ее подруг:
Чертовки взвыли: наворожила!
Не людям быть счастливей нас!
Вот угодила, хоть и без рыла!
Тащи назад! Тащи сейчас!
"Несите сами! Я понесла бы,
Да если люди не берут!"
И разодрались четыре бабы:
Сестру безликую дерут.
Смеялся месяц... И от соблазна
Сокрыл за тучи острый рог.
Дрались... А мудрость лежала праздно
На перекрестке трех дорог.
Поэтесса обращает свой взор к людям:
Мы судим, говорим порою так прекрасно,
И мнится - силы нам великие даны,
Мы проповедуем, собой упоены,
И всех зовем к себе решительно и властно.
По мнению поэтессы, мудрость нисколько не улучшает, не облегчает жизни:
Увы нам: мы идем дорогою опасной.
Пред скорбию чужой молчать обречены, -
Мы так беспомощны, так жалки и смешны,
Когда помочь другим пытаемся напрасно.
Истинный смысл жизни автор видит не в мудрости в общепринятом смысле этого понятия, но в легкости и простоте восприятия мира:
Утешит в горести, поможет только тот,
Кто радостен и прост и верит неизменно,
Что жизнь - веселие, что все - благословенно:
Кто любит без тоски и как дитя живет.
Пред силой истинной склоняюсь я смиренно:
Не мы спасаем мир: любовь его спасет.