МНОГОПЛАНОВОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ПОЭМЫ А. БЛОКА

"ДВЕНАДЦАТЬ"

 

  Поэма "Двенадцать" стала новой и высшей ступенью творческого пути Блока. Сам поэт писал: "... поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства". Блок понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир. Перемены в жизни общества, которые принесла революция, "Двенадцать" передает многопланово. Во-первых, действие поэмы сопровождает разгул стихии в природе - ветер, дующий в начале поэмы, в конце действия превращается в пургу. Во-вторых, разгул стихии коснулся представителей старого мира: стихия сметает на своем пути старую цивилизацию, весь старый мир. Анархический характер поступков "двенадцати" и их идеология также определены разгулявшейся стихией революции на протяжении всей поэмы. Другая сторона поэмы - это ее антихристианская направленность. "Двенадцать" идут без креста, без святого имени, совершая преступления (с точки зрения морали старого мира).

  И, наконец, о "буре" в "море искусства", т. е. о художественном новаторстве "Двенадцати". Отдавшись до конца "стихии", поэт сумел отразить в поэме ту "музыку", которая звучала и вокруг него, и в нем самом. Это отразилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосии поэмы. В произведении звучат интонации марша, городского романса, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов. И все это настолько органично слилось в единое целое, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918 г., дерзнул пометить в своей записной книжке: "Сегодня я - гений".